Сейчас все больше автомобильных производителей комплектуют свои модели бесступенчатой трансмиссией – вариатором. Положительных качеств у данного типа трансмиссии достаточно много. Одним из таковых по заверениям самих производителей является длительный срок эксплуатации при условии соответствующего обслуживания, но это не всегда так.

Вариатор имеет достаточно сложную конструкцию – передача крутящего момента в нем производится за счет сил трения между шкивами валов и ременной передачи, а где есть трение, там будет и износ. К тому же все валы в вариаторе, как обычно, посажены на подшипники, которые тоже часто приходят в негодность.

Все это приводит к тому, что при движении, особенно на малых скоростях, гул со стороны КПП увеличивается, возможно появление рывков при наборе скорости, а также могут прослушиваться легкие толчки или удары в самом КПП.

Поскольку данный вид трансмиссии массово начал использоваться на авто сравнительно недавно, то далеко не все СТО и сервисы берутся за ремонт вариатора, советуя произвести полную замену данного элемента трансмиссии, что финансово очень затратно. Но ведь существует возможность и самостоятельного ремонта вариатора. Конструкция его хоть и сложная, но провести восстановительные работы вполне возможно.

Подготовительные работы

Перед тем как приступать к ремонтным работам в первую очередь все же следует обратиться на СТО, но только для того, чтобы провести полную диагностику работы вариатора при помощи сканера. Особое внимание нужно уделить проверке работоспособности гидротрансформатора. Если диагностика показала, что работает он без нареканий – давление в системе поддерживается нормальное, клапана функционируют хорошо, но при этом сама трансмиссия продолжает сильно гудеть при наборе скорости и толчки никуда не делись, значит проблема кроется в самом вариаторе.

Следующий этап – обеспечение всем необходимым для ремонта. На некоторых интернет-ресурсах можно найти и приобрести ремкомплект вариатора, включающий подшипники, сальники, прокладки. Понадобится еще новый ремень, а также масло для вариаторной коробки, брать которое нужно с запасом.

После этого можно приступать к снятию и ремонту вариатора. Можно произвести демонтаж и самому, но для этого понадобится хотя бы смотровая яма и без помощников также не обойтись. Особой сложности при снятии не должно быть – снимаются приводы, сливается масло, отсоединяются патрубки, ведущие на радиатор. Затем откручиваются болты крепления вариатора к двигателю, после чего он извлекается из авто. После извлечения сразу же снимается гидротрансформатор. В целом снятие вариатора не особо отличается от процесса снятия любого вида КПП, за исключением некоторых нюансов.

Можно поступить еще проще – отогнать авто на СТО, чтобы работы по снятию провели работники сервиса, после чего можно забрать вариатор для самостоятельного ремонта.

Необходимое оснащение

Далее уже все работы производятся на снятом вариаторе. Для выполнения работ потребуется:

  • Наборы рожковых, торцевых и накидных ключей;
  • Мощная отвертка;
  • WD-40;
  • Герметик;
  • Съемник для подшипников.

Чтобы в дальнейшем облегчить себе работу, желательно запастись фотоаппаратом для фиксирования всех действий, а также емкостями, при помощи которых можно будет отсортировать все элементы по мере снятия их. То есть сняли одну крышку – положили ее вместе с болтами крепления в одну емкость, демонтировали другой элемент – положили в другую емкость и так далее. Это исключит возможность перепутывания, а при наличии фотоотчета разборки позволит быстро собрать вариатор, причем правильно.

Снятие поддона и боковой крышки

Итак, имея все это можно приступать к работам. Вначале снимается поддон. На нем следует хорошо осмотреть магниты, которые установлены в поддоне для улавливания продуктов износа. Если на них имеется большое количество металлической стружки – проблемы с работой вариатора наверняка связаны с износом элементов.

Также следует тщательно осмотреть установленные фильтры. При надобности фильтр грубой очистки нужно будет промыть, а тонкой очистки – заменить.

Затем снимается боковая крышка вариатора, чтобы обеспечить доступ к шкивам и ремню. Крышки вариатора обычно посажены на герметик, поэтому после выкручивания болтов возможно потребуется поддевание крышки отверткой, но делать это нужно аккуратно, чтобы не оставить задиров на прилегающих поверхностях корпуса и крышки.

Демонтаж валов со шкивами

После снятия появится возможность извлечения валов вместе со шкивами и ремнем. Снять ремень до демонтажа валов не получится.

Сняв валы, можно будет извлечь ремень, после чего следует оценить его состояние. Раковины и задиры на поверхностях конусов, изношенные боковины ремня вполне могут являться причиной стуков, поскольку ремень при движении периодически мог проскальзывать по поверхности шкивов.

Если сильной выработки на поверхностях конусов нет, то менять их необязательно, да и работы по замене самому выполнить будет очень сложно.

На снятых валах следует проверить подшипники – если хоть один из них имеет сильный люфт, то он и являлся причиной повышенного гула при работе вариатора. Старые подшипники снимаются при помощи съемника, а на их место устанавливаются новые. Также на валах нужно будет заменить все имеющиеся резинотехнические элементы.

Сборка

Перед сборкой все элементы лучше промыть бензином и протереть ветошью. Также важно следить, чтобы внутрь при сборке ничего лишнего не попало.

Новый ремень нужно устанавливать еще на снятых валах. После чего они ставятся на место. С этой стороны под крышкой также размещаются штыри блокировки КПП, обеспечивающие режим «Парковка». При установке валов со шкивами не следует забывать о положении этих штырей и перед установкой валов их правильно поставить. После этого на место ставится крышка с нанесенным на нее герметиком.

Замена масляного насоса

Если при ремонте также предполагалось произвести замену масляного насоса, то потребуется снятие крышки со стороны гидротрансформатора. Под этой крышкой скрываются дифференциал, передаточная пара, шестерня ведомого вала и масляный насос.

Чтобы добраться до насоса нужно будет извлечь дифференциал и передаточную пару. Затем снять с масляного насоса приводную шестерню и цепь, обеспечивающую привод насоса от ведущего вала.

После этого выкрутить болты крепления насоса и произвести его замену. Желательно также заменить и приводную цепь. Далее ставится на место дифференциал и передаточная пара, предварительно оценвая их состояние и состояние подшипников.

Затем на место ставится снятая ранее крышка. Опять же ее нужно будет садить на герметик. После сборки вариатора нужно будет еще раз проверить затяжку всех болтов.

Произведя замену изношенных элементов вариатора, можно его устанавливать на авто. Последовательность установки обратна процессу снятия.

Проверка работоспособности

После монтажа вариатора на автомобиль нужно будет проверить все ли установлено на место. Особенно это касается датчиков – иначе при первом же запуске двигателя бортовой компьютер выведет сообщение о проблеме с работой вариатора.

Также следует проверить все соединения. После чего уже в трансмиссию заливать масло. Количество масла должно точно соответствовать указанному в технической документации к автомобилю.

Последним этапом будет проверка работоспособности вариатора. Для этого нужно будет запустить двигатель, селектором проверить включение всех режимов вариатора, а после уже совершить пробный выезд. Если все работы сделаны правильно, гул должен исчезнуть, а работа вариатора при наборе скорости – не вызывать нареканий.

После пробного выезда нужно будет внимательно осмотреть вариатор – на нем не должно быть следов подтекания масла.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>