Вариатор, как один из видов коробок передач на автомобилях, активно начал применяться сравнительно недавно, поэтому особого доверия у автолюбителей еще пока не завоевал. В большинстве случаев многих смущает конструкция самого вариатора. Ведь в нем передаточное число передается при помощи ременной передачи. И хоть ременной она является сейчас лишь условно, поскольку в вариаторе применяется передача, которая больше относится к цепи, но все же вопросов к вариатору достаточно много.

Автомобильные компании, выпускающие свои авто с данным типом коробки передач в свою очередь заявляют о высокой надежности и удобстве использования вариатора.

Рассмотрим же основные положительные качества вариаторной коробки передач, а также ее недостатки.

Положительные качества вариатора

Итак, основным достоинством такой КПП является бесступенчатая передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. У автомобиля с вариатором изменение данного момента производится плавно, и при этом беспрерывно.

Если в механической или автоматической коробке передач изменение передаточного числа сопровождается надобностью в кратковременном отсоединении КПП от двигателя, то в вариаторе этого нет. В итоге изменение крутящего момента производится плавно, без каких-либо рывков автомобиля.

Дополнительно можно отметить более лучшую динамику набора скорости авто, чем у модели с автоматом. Здесь тоже сказывается отсутствие надобности в отключении КПП от мотора. Автомобиль с вариатором плавно, но уверенно набирает скорость, в то время как на авто с автоматической коробкой нужно время для смены ступени. На этом и теряются секунды при наборе скорости. Но в этом преимуществе скрыт небольшой недостаток, о котором будет указано ниже.

В отличие от «механики» автомобиль с вариатором движение начинает плавно. Особенно это хорошо новичкам, ведь к ножному управлению сцепления, которое выполняется на авто с МКПП еще нужно привыкнуть, а у каждого авто оно разное и имеет свои особенности. Вариатор же управление сцеплением поностью берет на себя, что не только облегчает участь водителя, но еще и обеспечивает плавность старта. Поэтому на авто с такой трансмиссией управление осуществляется всего двумя педалями – акселератором и тормозом.

Ременной привод, используемый на вариаторной коробке, обеспечивает значительно меньшую шумность при работе. К тому же никаких щелкающих или иных звуков не издает. Работа его хоть и сопровождается неким гулом, но он незначителен по своей громкости.

Вариатор сам подстраивается под работу силовой установки, при этом он не допустит выхода работы двигателя на критические обороты, предохраняя от максимальной нагрузки не только себя, но и силовую установку.

В вариаторах часто реализованы режимы работы, которые облегчают настройку его работы на определенный стиль вождения. Тот же имеющийся режим «Спорт» обеспечит повышенную динамику автомобилю, при этом электронное управление обеспечит максимальную эффективность работы как вариатора, так и силовой установки.

Полное подстраивание под работу мотора для обеспечения эффективной передачи крутящего момента сказывается и на потреблении топлива. Авто, оснащенное вариатором, потребляет его меньше, чем автоморбиль с АКПП. Отсюда и более лучшая экологическая ситуация – выбросы вредных веществ авто с данным видом трансмиссии более низкие.

Для любителей ощущать более полный контроль над авто, в вариаторах реализован эмулятор ручного переключения передач, который имитирует работу МКПП, но в более комфортном исполнении. И пусть это всего лишь «обманка», но пользуются ею многие. При этом даже при использовании ручного режима блок управления не даст выйти вариатору на критическую работу, и при надобности вариатор сам выполнит переход на необходимый режим, дополнительно защищая КПП от перегрузок.

Вариатор обеспечивает более устойчивое поведение авто на скользкой дороге, ведь изменения крутящего момента производятся плавно, без разрыва мотора с трансмиссией.

В общем, вариатор обеспечит достаточно комфортное управление автомобилем, при этом электронное управление полностью проследит за работой трансмиссии, исключая возможную поломку из-за человеческого фактора. Благодаря этому современный вариатор является достаточно надежным узлом трансмиссии.

Недостатки вариаторной КПП

Имея такое значительное количество положительных качеств, вариаторная коробка, к сожалению, имеет и примерно такое же количество недостатков.

Начнем с того, что вариатор является достаточно капризным. Он очень требователен к качеству и количеству масла, которое в него заливается. Причем масло вариатора – специфическое, поскольку оно должно не только смазывать трущиеся элементы, но еще и обеспечивать необходимое трение между ними. То есть, масло должно выполнять эти противоречивые свойства.

Поэтому данное масло достаточно дорогое и найти его не просто. Особым недостатком является то, что замена смазочного материала и фильтров должна производиться примерно через 30 тыс. км. В итоге, чтобы обеспечить длительную «жизнь» вариатора нужно постоянно вкладывать деньги в обеспечение нормальной смазки узлов.

Вариатор не засчитан на длительную работу с максимальными нагрузками. То есть, длительное движение по бездорожью приведет к тому, что трансмиссия перейдет в аварийный режим работы – автомобиль хоть и сможет двигаться, но на малой скорости, без каких-либо тяговых нагрузок. Поэтому, приобретая кроссовер или внедорожник с вариатором, следует учитывать, что данные авто больше все-таки предназначены для города, а не бездорожья.

Следить нужно и за стилем вождения. Грубое обращение с данной коробкой способно значительно сократить срок эксплуатации. Авто с такой коробкой «не любят» резких ускорений и экстренных торможений.

Недостаток в более интенсивном наборе скорости, о котором упоминалось в преимуществах, сводится к тому, что вариатору в начале движения тоже нужно время, чтобы коробка «среагировала» на повышение оборотов мотора. То есть, на самом старте авто с вариатором «проиграет» такой же модели, но с АКПП, но в процессе набора скорости, так сказать, «отыграется».

Сам недостаток же кроется в том, что, к примеру, для совершения обгона, нужно сначала добавить обороты, чтобы КПП отреагировало на это, а уже после совершать маневр.

Слабым звеном вариаторной коробке является все та же ременная передача усилия. Из-за этого данный тип трансмиссии не применяется на авто с силовыми установками, мощность которых превышает 200 л. с. Более мощный двигатель при значительных нагрузках способен попросту разорвать ремень, выведя коробку из строя.

Для водителей с агрессивным стилем вождения такой тип КПП точно не подойдет. Управление вариатора не даст тронуться с пробуксовкой, войти в контролируемый занос и т. д. В общем, авто с такой коробкой подойдет больше для людей старшей возрастной категории, предпочитающей удобство при езде, чем молодежи.

Напоследок стоит отметить, что вариатор, помимо смазочного материала, еще чувствителен и к работе датчиков блока управления. Выход любого из них способен привести к нарушению работы вариатора и перехода его в аварийный режим.

В целом же вариаторная коробка не является совершенством, но и использование ее на авто, причем все более распространенное, указывает на то, что вариатор – вполне жизнеспособный вариант трансмиссии.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>