Этот вопрос мучает всех новичков. Хоть власти и разделили водительские права на категории «механика» и «автомат», но все равно, почти все учатся ездить на МКПП. Давайте же разберемся, как управлять «механикой», когда включать ту или иную передачу и что вообще нужно знать для управления этим агрегатом.

Передачи и их переключение

В отличие от «автомата», на «механике» вам придется самостоятельно переключать передачи и управлять сцеплением. Это её главное отличие. Вследствие этого, автомобили с механической коробкой обладают тремя педалями.

Большинство современных МКПП имеют пять передних передач и одну передачу заднего хода. Хотя встречаются и «коробки» с четырьмя ступенями, а также с шестью и семью, но это большая редкость.

Итак, чтобы совершить переключение одной передачи на другую вам необходимо выжать педаль сцепления. Важно выжать ее до конца. Иначе переключения может не произойти. В случае не до конца выжатого сцепления, вы услышите неприятный хруст. В этом хрусте нет ничего хорошего и регулярные недожимы сцепления могут привести к ремонту коробки передач.

У МКПП по сути всего 3 варианта положений:

  • передачи переднего хода;
  • нейтральная передача;
  • передача движения задним ходом.

Все переключения происходят через нейтральное положение. Когда «коробка» находится в нем, колеса не соединяются с двигателем и не получают крутящего момента, хотя двигатель при этом работает и вы можете жать на газ, но машина не тронется с места.

Для того чтобы тронуться с места вам необходимо включить первую передачу. Для этого нужно выжать педаль сцепления, перевести ручку переключения скоростей на первую передачу, затем плавно отпустить сцепление, немного нажимая на газ. После набора скорости в 10-15 км/ч вы уже можете включать вторую передачу, так как первая служит только для того чтобы тронуться. А затем по мере набора скорости переключайте передачи вплоть до последней. Действия при переключении передач абсолютно одинаковые. Важно выжимать педаль сцепления до конца и во время переключения полностью опускать педаль газа.

Если вам нужно поехать назад, то включайте передачу заднего хода. Это можно делать только после полной остановки автомобиля. С задней передачи так же можно трогаться, но в отличие от первой она имеет больший диапазон работы. На ней вы можете разогнаться быстрее. Только не переусердствуйте. То, что на задней передаче можно набрать большую скорость, не значит, что это стоит делать. МКПП этого не любит. Долгая езда на задней передаче и на большой скорости может привести к поломке трансмиссии.

Когда и какую передачу включать?

Это вопрос является основным в управлении автомобилем с МКПП. Чтобы получить ответ на этот вопрос у вас есть несколько помощников. Во-первых, вы можете ориентироваться на звук двигателя. Если он громко ревет, то пора включить более высокую передачу, а если вот-вот заглохнет, то более низкую. Во-вторых, в вашем распоряжении есть тахометр. Этот прибор установлен на панели большинства автомобилей и показывает число оборотов двигателя. У всех автомобилей разный крутящий момент и точно, когда и какую передачу включить вы должны узнать из руководства по эксплуатации вашего автомобиля, но в среднем более высокую передачу стоит включать при достижении 3000 оборотов. И более низкую, когда оборотов меньше. И в-третьих, вы можете пользоваться показаниями спидометра. Обычно скорости переключаются каждые 20-25 км/ч и если попытаться сопоставить передачи и скорости, то выглядеть это будет примерно так:

  • 1 передача – 0-20 км/ч;
  • 2 передача – 20-40 км/ч;
  • 3 передача – 40-65 км/ч;
  • 4 передача – 65-90 км/ч;
  • 5 передача – свыше 90 км/ч.

При переключении передач следует учитывать наклон дороги и помнить два правила: чем круче спуск, тем выше передача и чем круче подъем, тем ниже передача. Первое правило нужно соблюдать для того, чтобы автомобиль на спуске не набирал большую скорость и был более управляемым. Второе — для того, чтобы автомобиль смог преодолеть подъем и не заглохнуть. При прохождении крутого подъема на скорости 65 км\ч лучше включить третью передачу. А в случае движения на спуске при такой же скорости, можно спокойно включять пятую. Эти принципы аналогично используются при движении с другими скоростями.

Многие водители на спуске предпочитают ехать вообще на «нейтралке», то есть «накатом». Новичкам же этого точно не следует делать, так как автомобиль будет менее управляемым, набирать и сбрасывать скорость произвольно. Это опасно, а бензина при этом вы много не сэкономите.

Как трогаться в горку на МКПП

Особо остро стоит вопрос трогания на подъеме без отката назад, так как у многих новичков эта операция вызывает проблемы. Тем не менее овладеть этим навыком крайне необходимо, так как трогаться в горку придется довольно часто либо на светофорах, либо на парковке, когда сзади вас подопрет другой автомобиль.

Основная проблема начала движения в горку у новичков в том, что как только они переносят правую ногу с педали тормоза на педаль газа, чтобы начать движение, автомобиль катится назад и они не успевают поехать вперед. Более опытные водители уже, так сказать, знают свой автомобиль и им хватает тех пары секунды, чтобы начать движение вперед. Для новичков или для тех кто управляет чужим автомобилем и пока не привык к нему есть пара способов тронуться в горку.

Во-первых, чтобы тронутся в горку и не скатится можно использовать стояночный тормоз. Поднимите ручку стояночного тормоза, или по-простому ручник, и включите первую передачу. Ногу с педали тормоза можно убрать — автомобиль не покатится назад, так стоит на стояночном тормозе. Затем, держа одну руку на ручнике, плавно отпускайте педаль сцепления и нажимайте на газ. Вы почувствуете, как колеса попытаются тронуться и именно в этот момент необходимо убрать стояночный тормоз и прибавить газ. Не бойтесь нажать на педаль газа посильнее – лучше тронуться чуть резвее и проехать чуть дальше, чем скатиться и врезаться в стоящий сзади автомобиль.

Второй способ не требует ручника, но может быть применен только на небольших подъемах. Суть его заключается в том, что, держа ноги на педалях сцепления и тормоза, вы начинаете их плавно отпускать. Без нажатия на педаль газа двигатель всегда будет работать не ниже определенных оборотов (в большинстве случаев это 800 об/мин), поэтому плавно отпуская педаль сцепления, автомобиль начнет потихоньку ехать вперед. Минусы этого способа в том, что если подъем будет слишком крутым, то тяги двигателя может не хватить, чтобы его преодолеть. Во-вторых, автомобиль будет трогаться достаточно медленно, поэтому на светофорах вам будут частенько сигналить сзади.

С троганием на спуске наоборот все просто – автомобиль легче двинется с места. Зачастую можно вообще пропустить первую передачу. Нужно отпустить педаль тормоза и, дождавшись когда автомобиль наберет скорость 10-15 км/ч, включать вторую передачу и ехать.

Торможение с помощью МКПП

Теперь давайте рассмотрим такой термин, как дауншифтинг – переключение на более низкую передачу при сбавлении скорости. При сбросе скорости передачи необходимо переключать аналогично тому, как вы это делали при наборе скорости, только в обратном порядке. С помощью дауншифтинга вы можете снижать скорость автомобиля, не прибегая к помощи тормозов. Просто включите передачу, соответствующую вашему скоростному режиму и отпустите педаль газа. Тогда автомобиль начнет сам останавливаться. Такой способ торможения поможет вам на скользкой дороге, так как вы останавливаете автомобиль и при этом не блокируете колеса, как это происходит когда вы используете педаль тормоза. Торможение с помощью коробки позволит избежать заносов, так как колеса будут замедять свое вращение и при этом не потеряют сцепления со скользкой дорогой.

Переключение передач без сцепления

Как бы это странно не звучало, но переключать передачи на «механике» можно и без использования сцепления. Способ не несет в себе никакой практической выводы, более того в неумелых руках скорее всего приведет к поломке коробки передач. Тем не менее, он может быть использован при неработающем сцеплении, например, чтобы банально доехать до автосервиса.

Безболезненное переключение возможно в случае если скорость вращения коленвала двигателя будет совпадать со скоростью вращения первичного вала коробки. Этого можно добиться если при переключениях передач выдерживать паузу, чтобы дать двигателю сбросить обороты и тогда с небольшим усилием можно переключиться не высшую передачу. Выглядит это следующим образом. Предположим, вы движетесь на 3-ей скорости. Отпускайте педаль газа и переводите ручку КПП в нейтральное положение. Без выжатой педали сцепления это будет будет происходить с небольшим усилием. Когда обороты двигатели немного упадут (2-3 секунды) с небольшим усилием включайте 4-ую передачу. Если скорости вращения коленвала и первичного вала совпаддают, то коробка даст вам включить передачу. В противном случае, вы услышите неприятный металлический скрежет, говорящий о том, что вы не угадали с оборотами двигателя. При переключениях на низшие передачи, двигатель наоборот необходимо раскручивать, добавляя газу.

Как вы поняли, подобные операции явно не для новичков и навык успешного использования этого метода приходит со временем, когда начинаешь «чувствовать» автомобиль. Рекомендуется использовать его только в случае крайней необходимости.

Перегазовка и двойной выжим сцепления

Эти два термина, также применимые к экспуатации коробки передач, немного перекликаются с предыдущим, но в отличие от него не вредят коробке. Итак, перегазовка и двойной выжим сцепления использовались на старых коробках передач, лишенных синхронизаторов, которые как раз и выполняют функцию выравнивания скоростей коленчатого и первочного валов. Поэтому, чтобы выровнять эти скорости перегазовка использовалась при переключении на низшие передачи, а двойной выжим — при переключении на высшие. Происходило это следующим образом. При переключении на высшую передачу, водитель отпускал педаль газа, выжимал сцепление, включал нейтральную передачу и отпускал сцепление. Далее, он снова выжимал сцепление, включал следующую передачу и, отпуская сцепление, нажимал на педаль газа. Тем самым водитель выполнял работу синхронизаторов. Как видите, на современных механических коробках переключение передач требует в 2 раза меньше манипуляций.

Перегазовка позволяла переключать передачи вниз, опять-таки за счет симуляции работы синхронизаторов. При переключении на пониженную передачу водитель выжимал сцепление, включал нейтральную передачу и повышал обороты двигателя. Затем он заново выжимал сцепление и включал нужную передачу.

Описанные выше манипуляции также не несут в себе никакого практического смысла при эксплуатации современных механических коробок, за исключением, пожалуй, перегазовки. Её можно использовать, чтобы избежать толчка когда вы переключаетесь на пониженную передачу. Например, вы разогнались и едете на 5-ой передаче, но попадаете в зону ограничения скоростного режима и вынуждены снизить скорость. Если вы не будете использовать перегазовку, то после включения 4-ой передачи на той же скорости, вы ощутите неприятный толчок, который спровоцировали синхронизаторы, пытающиеся выровнять скорости вращения валов. Перед тем, как включить 4-ую передачу, поддайте немного газу и синхронизация произойдет гораздо мягче.

Советы

И дадим вам напоследок несколько общих советов по использованию «механики».

Вы прекрасно знаете, что двигатель автомобиля в зимнее время необходимо прогревать. Этого же требует и коробка передач. Чтобы прогреть масло в МКПП, после завода автомобиля несколько минут подержите педаль сцепления в выжатом положении. Это улучшит качество работы «коробки» и продлит ее срок службы. В летнее время года эту операцию можно не выполнять.

Не следует заводить автомобиль с включенной передачей. Это может привести к тому, что он тут же поедет и случится авария. И вообще, правильным способом заводить автомобиль считается, когда «коробка» находится в нейтральном положении, а сцепление выжато до конца. Это облегчает завод автомобиля и продлевает его срок службы.

При управлении автомобилем с «механикой» следите за ногами. Левая нога у вас должна управлять только педалью сцепления, а правая только газом и тормозом. И никак иначе. Другой вариант может привести к запутыванию в действиях и аварии.

При совершении обгона с выездом на встречную полосу всегда переключайтесь на одну передачу вниз. Да, обороты двигателя при этом подскочат вверх, но автомобиль станет гораздо резвей и динамичней, что позволит вам совершить обгон за более короткое время.

Оставляя свой автомобиль на парковке, вы можете включить одну из передач и ваш автомобиль никуда не укатится. Включенная передача заменяет стояночный тормоз, но в отличие от него это не приводит к примерзанию тормозных колодок к дискам. Зимой рекомендуем парковаться только с помощью КПП и забыть про «ручник». При остановке на склонах лучше пользоваться и тем и другим.

Переключайте передачи, как можно чаще. Своевременное переключение продлит срок службы двигателя и «коробки», а также сэкономит топливо.

Ну вот и все. В управлении «механикой» нет ничего сложного. Конечно, это не «автомат», но и на ней можно научиться ездить. Первое время вы будете испытывать трудности, но не переживайте — все через это проходили.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>