Современная история преселективных коробок передач DSG начинается в 80-е годы в мире автоспорта. Тогда на гоночных трассах властвовали автомобили Jaguar. Соперничать с ними в характеристиках другим производителям спорткаров не удавалось. И тогда в концерне Porshe пошли на рискованный шаг, они решили внедрить в свои гоночные модели «старую» новую трансмиссию – преселективную кпп с двойным сцеплением.

Концепцию этой системы впервые предложил в 1939 году французский изобретатель Адольф Кегресс, но запустить ее в производство из-за технической сложности в те годы было невозможно. Удалось это сделать немецким инженерам, свое детище они окрестили PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe). И уже в 1986 году «регенмейстер» немецких автогонок Ханс Иоахим Штук за рулем легендарного Porshe 962 с преселктивной кпп одержал первую победу на 24 часовых соревнованиях Ле-Мана. Для новой трансмиссии автогонка, продолжающаяся на протяжении суток стала отличным испытанием.

Дальше были и другие победы, но в серийное производство PDK в те годы так и не вышло. Сказались на этом техническая сложность кпп, ее цена и дорогой ремонт. Да и сама фирма Porshe никогда не относилась к производителям авто для среднего класса. В наши дни PDK устанавливается на все основные премиум-марки Porshe, такие как 911 или Cayman.

Схема коробки передач DSG-6 с мокрым сцеплением

Из-за большой масляной ванны шестиступенчатой DSG требовалось более 6 литров масла. Масляный насос, толкая такое количество масла, забирал у двигателя не малую мащность.

Пересмотреть концепцию преселектива только как спортивной коробке решили в концерне Volkswagen. Так появилась DSG – аббревиатура для сложного немецкого слова Direktschaltgetriebe, которое переводится на русский как управляемая механическая коробка передач. Разработала DSG для Volkswagen фирма BorgWarner. А первой моделью автомобиля оснащенной 6-ступной DSG стал выпущенный в 2003 году Volkswagen Golf R3, имеющий под капотом двигатель V6 c 250 л.с. и максимальным крутящим моментом 320 Нм. DSG 6 могла с легкостью переварить 320 ньютоно-метров, по-прежнему оставаясь трансмиссией для «заряженных» машин. Но теперь речь шла не о спортивных монстрах, а о машинах все же рассчитанных на рядового покупателя.

Что у него внутри?

Что же предприняли инженеры для того, чтобы сделать коробку с двумя сцеплениями удобной, экономичной, а главное работоспособной. По сути, они объединили две концепции в одной КПП.

Роботизированный блок управления или Мехатроник был установлен на механическую коробку передач, имеющую два сцепления. Одно сцепление рассчитано для четных, другое для нечетных передач. Во время движения блок управления посылает с помощью сервоприводов сигнал на сцепление и вал четных передач, синхронизатор зажимает шестерню нужной передачи, и в этот же момент другой синхронизатор зажимает шестерню нечетной передачи. Тем самым в момент переключения передачи, разрыва крутящего момента не происходит и машина продолжает разгон без провала в ускорении.

Для водителей, которые любят ручное переключение предусмотрен режим схожий с типтроником, когда рычаг переключения передач движется плавно от низшей к высшей передачи. Но даже при включенном режиме типтроника, робот не даст пережечь сцепление автоматически переведя его на нужную передачу.

Также существует два режима работы DSG в автомобиле – «Эконом» и «Спорт». При включенном экономичном режиме блок управления будет работать в режиме меньшего потребления топлива. К примеру, при спуске с горы автомат будет выводить машину в нейтрал, но при нажатии на педаль газа тут же начнет разгон. В спортивном режиме, автомат будет выбирать более агрессивный режим, дабы обеспечить максимальное ускорение.

DSG6 , именуемая также по внутренней маркировке DQ-250 в отличии от своей ближайшей родственницы 7-ступенчатой DQ-200 имеет принципиальное отличие. Блок сцепления у «шестерки» находится в масляной ванне, жидкость в которой выполняет важные фрикционные и охлаждающие свойства. Поэтому DSG6 принято еще и называть «мокрой» трансмиссией.

Теплообменник для охлаждения масла в DSG-6

Большое количество масла – большое теплообразование. Для нормальной работы DSG-6, когда она фактически постоянно находится в активном состоянии, подготавлявая к переключению то четную, то нечетную передачу, требовалась хорошая система озлаждения. На фото теплообменник, который охлаждает рабочую жидкость в коробке DSG-6.

Сейчас DSG6 ставиться на многие серийные модели концерна ВАГ и его подопечных: Audi A3, Q3, TT; Seat Alhambra, Leon, Altea; Scoda Octavia, Laura, SuperB; Volkswagen Beetle, Jetta, Golf, Tiguan и многие другие. Немецкий автогигант подстегнул своим примером и других производителей, сейчас уже никого не удивить преселективными роботами от Mercedes , Fiat или Ford. Но именно Volkswagen первыми сделали ставку на серийный выпуск такой трансмиссии. И до сих пор не до конца понятно – выиграли они от этого решение, или проиграли. Преселективные КПП это перспектива в автомобилестроении, но не слишком ли рано это перспектива была реализована?

Больные места DSG6

С появлением на рынке к DSG6 возник ряд нареканий. Связано это было с тем, что инженеры ВАГ, которых подгоняли маркетологи концерна не успели хорошо протестировать трансмиссию. В итоге КПП получила целый ряд «детских болезней», которые в скором были исправлены, но репутацию компании все же подпортили.

Вот основные примеры неисправностей, которые случались у владельцев автомобилей с DSG6:

  • Износ многодисковой фрикционной муфты. Проявляется в виде периодического отсутствия загрузки задней передачи, рывки при переключении чётных передач. При этом коробка может переходить в аварийный режим с невозможностью включения четного или нечетного ряда передач. Лечится заменой фрикционной муфты или фрикционных дисков по отдельности.
  • Механический износ соленоидов-регуляторов давлений в мехатронике. Проявляется в виде рывков при переключении передач. При данной неисправности заменяются или соленоиды, или весь блок мехатроника в сборе.
  • Проблемы в электронном блоке мехатроника. Проявляются обычно при холодном запуске автомобиля в виде единичного перехода коробки в аварийный режим (после перезапуска двигателя в аварийный режим коробка больше не уходит). Также требует замены мехатроника, либо ремонта его электронного блока.
  • Износ подшипника первичного вала и других подшипников механической части, поломка дифференциала коробки. Эти неисправности всегда вызывают повышенный шум из коробки при движении автомобиля. Решение проблемы заключается только в полном капитальном ремонте или замене коробки передач. Большинство деталей механической части (валы, подшипники, дифференциал) не поставляются в запасные части и подбираются только из б/у.
  • Износ двухмассового маховика. Проявляется в виде шумов и лязганья на холостом ходу, при запуске и остановке двигателя. В этом случае необходимо заменить маховик.

Брать или не брать?

В целом же, если вы не определились с решением брать автомобиль с DSG6 или нет, решите для каких нужд вы его будете использовать. Если вы любитель бездорожья или в вашем регионе попросту нет нормальных дорог, то классическую механику вам ничто не заменит. Робот от ВАГ категорически не переносит пробуксовки, он рассчитан для городских условий, но никак для изнуряющей езды за грибами-ягодами.

В условиях же города 6-ступенчатый преселектив – это удачный выбор. Он экономичен, удобен и достаточно надежен. Сочетая качества механики и автомата, может послужить вам долгие годы, если, конечно, вы будете правильно эксплуатировать автомобиль.

Не смотря на то, что DSG-6 забирала у двигателя не мало мощности, тот факт, что её детали, будучи смазанными, работали дольше, оставался фактом. Появившаяся позднее DSG-7 с сухим сцеплением, этим похвастаться, к сожалению, не могла.

Замена трансмиссионного масла должна происходить согласно плану ТО, и этим никак нельзя пренебрегать. 90% поломок DSG6 происходят по вине самих владельцев, которые попросту забывают об элементарных правилах эксплуатации, а затем сами расплачиваются за дорогостоящий ремонт. Правда, в последнее время с распространением автомобилей с DSG6 появились не только официальные сервисы, осуществляющие его ремонт. Даже в интернете можно найти полную инструкцию, как самому заменить вышедший из строя мехатроник. Но это, конечно, только на свой страх и риск. Капитальный ремонт трансмиссии может колебаться от 25000 до 50000 рублей в зависимости от региона, степени проблемы и сервиса.

Если вы точно приняли решение взять автомобиль с DSG6 не поленитесь прочесть инструкцию по эксплуатации трансмиссии. И помните, залог долгой службы автомобиля – ответственное отношение к нему.

Видео, которое возможно снято не совсем профессионально, видна работа коробки DSG-6 на стенде в время проведения автосалона.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>